«Сёма помогает нам стать свободными»

Режиссер Яна Тумина недавно стала дважды лауреатом Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» за постановку спектакля «Барьер» в негосударственном театре «Особняк». Получая статуэтку, Яна поблагодарила свою семью, которая дает ей возможность заниматься творчеством.

Слова эти не просто дань вежливости, за ними — выстраданная история, которая наполняется особенным смыслом, когда узнаешь все обстоятельства.

Особенный ребенок

У Яны Туминой четверо детей: старшему Савве — 12, Соне — 8, Сёме — 6 и младшему Васе — два с половиной. Сёма — особый ребенок, родившийся с синдромом Дауна.

— Никто не мог предположить, что Сёма появится с этим диагнозом, УЗИ во время беременности ничего не показало, — рассказывает Яна. — То, что малыша я бы сохранила, — это однозначно, мои с мужем жизненные взгляды не позволили бы поступить по-другому, хотя, вполне возможно, узнав об этом заранее, мы бы испытывали подавленность. Сейчас ясно одно: новые обстоятельства жизни, которые «накрыли» нас, когда мы поняли, что у Сёмочки лишняя хромосома, стали для нас небывалым испытанием. Страх. Просто страх, так как мы мало понимали и очень приблизительно знали об этих детях.

Общество так усердно нас готовит к тому, что синдром Дауна чуть ли не самая страшная патология, и уже с порога женской консультации идет такой информационный прессинг, что преодолеть стереотипы и свою растерянность перед этой ситуацией неимоверно трудно.

Первые полгода я была уверена: теперь могу поставить крест на творчестве. Забыть о любимой профессии. Мне казалось нереальным вынашивать какие-то проекты, отвлекаться на работу, когда у меня в жизни появился ребенок — terra incognito. И опыт с предыдущими детьми не годился, был поначалу совершенно отодвинут.

В мире простых и ясных истин

Яна и ее муж, актер театра и кино, мастер горлового пения Александр Балсанов, пережили за эти шесть лет, как родился Семён, разные состояния. От уныния до удивительных открытий и нового понимания жизни рядом с особым ребенком.
Яна и Саша, безусловно, стараются уберечь Сему от всего, что может нарушить его радостное, приветливое отношение к этому миру. Сёма не хочет видеть агрессии, проявления враждебности, злости.

— Он смотрит только добрые мультфильмы, очень любит «Свинку Пеппу», так же падает на пол, как мультяшный герой, и хохочет. Но если вдруг возникает на экране эпизод с дракой, насилием, Сёма сразу выходит из комнаты, — рассказывает Александр.

Сёма никого не обижает, но четко может показать, что устал общаться: например, занимающейся с ним тете — логопеду принесет туфли, а журналисту с фотокамерой в какой-то момент помашет рукой и скажет: «Пока».

— Сёма учит нас быть более свободными, искренними. Удивительно, но, принимая его мир, все его забавные причуды, сам набираешься иронии и по-другому расставляешь приоритеты, — говорит Александр.

Старшие дети, Савва и Соня, учатся любить и понимать того, кто не совсем похож на них. Младший Вася уже родился в том мире, где был Сёма, и для него поведение брата — часть его привычного мира.

— Со временем мы стали понимать и расценивать рождение Семёна как дар, а не только как испытание, и, конечно, его появление — это важное послание лично нам: «Эй, ребята! Пора меняться!», — считает Яна, — а меняться можно только по двум направлениям — становиться лучше или становиться хуже. Сёма учит нас быть лучше. Мы стараемся. И тогда начинают открываться простые, ясные истины, которые ты прежде считал слишком простыми и на самом деле выбирал неважные вещи.

— В какой то момент я понял, что могу повременить с карьерой. В семье есть такой закон: поддержи того, у кого дело идет в гору. Всему свое время, и мое время, надеюсь, придет, — замечает Александр. — Я сделал свой выбор, он, конечно, непросто дается, но все же: семья, наш Сёмка и помощь Яне в том, чтобы она могла сейчас в полной мере заниматься профессией — мой осознанный выбор. На первый взгляд, это остановка, и я иногда сам так об этом думаю, переживаю, но приоритет очевиден.

В последнее время, даже когда предоставляется выбор пойти с друзьями в бар или поспешить домой, к детям, к Сёме, Александр выбирает последнее. Никто в их большой семье не умеет выразить свою радость так, как Семён. Недаром детей с синдромом Дауна называют солнечными. Умный Савва занят книгами и компьютерными программами, домашняя Соня с удовольствием занимается с младшими братьями и увлекается рукоделием, Вася, как всякий малыш, эгоистично настаивает на любви и внимании мамы и папы. Сёма же излучает волны чистой радости и позитива. Если родители вынуждены кем-то из детей заниматься больше, Сёма незаметно удаляется и может посидеть один, никому не мешая.

Новый поворот в режиссуре 

— Я никогда не думала, что так вплотную займусь театром для детей, но видимо, вот эта погруженность в детское восприятие — через наших детей, через удивительное присутствие Сёмы в нашей жизни — привело меня к детскому зрителю, — говорит Яна. — Так стали возникать спектакли в Большом театре кукол, проект «Театр изнутри» в БДТ с участием детей, и недавний проект в Доме-музее Ахматовой, где мы совместно с художницами группы «Творческая мануфактура» Женей Исаевой и Машей Небесной сделали спектакль и выставку для подростков «Один на один».

Спектакль о том, сколько вопросов нерешенных, важных сваливается на головы молодых, и главная проблема в том, что многие остаются неуслышанными теми же взрослыми. Один из наших героев мечтает стать телевизором, потому что тогда вся семья будет собираться вокруг него, он чаще будет радовать папу, и мама станет куда ближе, будет сидеть рядом с сыном-телевизором все вечера напролет.

Возможно, появление в семье особого ребенка привело Яну и Сашу в Упсала-цирк, где они сейчас начали работать с детьми, имеющими особенности развития. У этих детей очень многому стоит поучится. И, несмотря на трудности, занятия дают небывалые силы.

История про девочку Варю

Но, пожалуй, самое главное, что удалось Яне и ее мужу — это пережить чувство изолированности и открыто говорить о своем особом ребенке.

— Мы не скрывали свою ситуацию от друзей, знакомых, но никогда не афишировали и не рассказывали подробностей, — говорит Яна. — И вот несколько лет назад произошло некое событие, которое меня убедило в том, что если хочешь хоть как-то повлиять на отношение к миру особых людей, необходимо, в первую очередь, «вскрыться» самим.

Поводом для «обнаружения» себя стала история, которую Яна прочла в книге с откровенным названием «Мой сын — даун». Яне подарили эту книгу. Это был подробный рассказ отца о своем ребенке Коле Голышеве.

— С каждой страницей я все больше понимала, что совершаю открытие, — рассказывает Яна. — Николай Голышев живет в Москве. Ему сейчас 14 лет. Он — поэт. В книге собраны его стихи и рисунки, рассказы о его взрослении и жизни семьи. Одна история и одно стихотворение, которое Коля написал в шесть лет, зацепили меня с такой силой, что я поняла: нужно делать спектакль.

Я почувствовала, что смогу в этой работе передать людям, какими прекрасными, глубокими, удивительно тонкими могут быть особые дети. И меня поддержали. И сам автор книги, и мой муж, для которого есть важная роль в этом спектакле, и целая группа моих соавторов. Никто не смог остаться равнодушным к одаренности Коли и к самой истории.

Коля поведал историю о девочке Варе. Первый раз он упомянул о ней в сказке, которую сочинил, а потом Варя стала частью повседневных рассказов. Вот она ему шарф в детском саду помогла повязать, на прогулке поддержала… Так складывалась нежная история о детской дружбе. Потом Коля пишет стихотворение, и мы узнаем, как он едет к Варе в гости – на электричке, которая «не устает». Шестилетний мальчик описывает пейзаж, сквозь который несется электричка: солнце, дождь, следы уставших машин (!). И вот Коля приезжает к Варе. Они покупают пирожки, запивают их арбузным соком и улетают на волшебную планету, где живет девочка Варя.

Кто-то из родных спросил Колю: «Если бы ты встретил Бога, что бы ты у него попросил?». И Коля ответил: «Я бы попросил девочку Варю». Папа, пораженный ответом, пошел к воспитателям детского сада: «Покажите мне, наконец, вашу девочку Варю!». Ему ответили: «У нас никогда такой девочки не было». С тех пор я горю желанием рассказать об этой истории сценическим языком. Рассказать о том, что все мы едем в электричке, которая «не устает», все мы нуждаемся в девочке Варе и стремимся к ней через усталость и разочарования. Нас всем необыкновенно важно совершить это путешествие.

У нас есть разрешение авторов на постановку. И теперь рождение спектакля «Колино сочинение» — это в основном вопрос финансирования. Можно поставить спектакль в Москве — помогут фонды. Но для меня важно сделать этот спектакль именно в Петербурге, где общество более закрыто для обсуждения проблемы особых детей.

Мы объявили сбор денег через краундфандинг. И вот, благодаря этому проекту, мы впервые так широко рассказали, что история эта во многом и наша личная. На сегодня мы собрали чуть больше ста тысяч рублей. А нужен миллион. У нас замечательная команда — актеры Анна Сомкина, Александр Балсанов, художник Кира Камалидинова, композитор Анатолий Гонье, видеохудожник Маша Небесная и художник по свету Лара Новикова. Мы очень надеемся, что соберем этот миллион и сделаем спектакль. Для нас открывает двери прекрасный театр «Кукольный формат», на площадке которого мы сможем поставить спектакль.

Послесловие

Яна признается, что ей с мужем стало намного легче после того, как они смогли свободно говорить о Сёме с каждым, кто интересуется их жизнью. Яна и Саша поняли, что навязанное ощущение стыда, когда ты растишь особого ребенка, — это ложное чувство. Внутренняя правда и счастье — вот что подарил им Семён.
Поверим в то, что у Яны и ее мужа все получится. Мы наблюдаем в чистом виде историю, когда, помогая другим обрести счастье и свет, люди получают все то же самое сполна обратно.

***

Благодарим сотрудников тайм-кафе «МИРАКАЛ» (Мошков пер., 4) за помощь в организации съемок.


Автор: Елена Добрякова

Фото: Александр Гальперин

 

2 thoughts on “«Сёма помогает нам стать свободными»”

  1. Надо добавить, что фотосессия проходила в уютном и интересном месте — тайм-кафе Miracal — что в Мошковом переулке, 4. Гостеприимные хозяева позволили ребятишкам вести себя абсолютно свободно, играть, рисовать, складывать конструкторы и бренчать на гитарах. И еще напоили всех вкусным чаем. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *