«Самое трудное — публичное одиночество»

Несмотря на слепоту, Иван Колобов живет яркой жизнью и мечтает побывать в кабине пилота самолета.

Эти музыканты живут в темноте, но дни их наполнены любовью к песне и к людям, концертами, фестивалями и теплом друзей. Своей яркой жизнью они говорят нам: инвалидность — не приговор, это особый путь, требующий мужества и веры в свое призвание.

Фестивали авторской песни — мир, далекий от официоза, где музыканты вне зависимости от возраста или физических особенностей находят своего слушателя. Благодаря им раскрылся талант юного Ивана Колобова, который никогда не видел природы и людей, только свет. И несет его в душе.

По городам и весям

Мое знакомство с Иваном состоялось на берегу Большого Соловецкого острова у «самого синего» Белого моря на ежегодном фестивале авторской песни «На Соловецких островах». На сцене фестивальной поляны в лучах солнца появился симпатичный с вьющимися светлыми волосами парень в солнечных очках, подстроил гитару и запел мягким, красивым тенором. Лель из сказки «Снегурочка»! И сразу покорил сердца жюри — в свои шестнадцать это был сложившийся артист. А когда узнала, что он не видит с рождения, поразилась: не все зрячие так хорошо владеют инструментом и столь уверенно чувствуют себя на сцене. Мы разговорились.

Оказалось, что Ваня слухач. Он с легкостью подбирает аккомпанемент под любую песню. Руки ему поставили с детства, во время занятий классической гитарой. Тогда же родителям сказали, что у ребенка абсолютный слух. Песни Ваня обожал тоже с детства: часами слушал записи Высоцкого. А на творчестве Розенбаума Ваня вырос, благодаря папе. Была хорошая традиция каждое 9 Мая ездить на его концерты в Санкт-Петербург. Кроме того, Ваня — регулярный посетитель питерского клуба «Восток», где в свое время эти авторы выступали.

— Да, авторская песня сейчас не в моде. Но в ней есть правда и глубина, искренность и теплота. И за это я ей предан, — говорит Иван.

Его неспешная манера общения, сдержанность и серьезность вызывали уважение. Фестивальные марафоны закалили Ванин характер. К примеру, в Серпухове он 18 дней жил в палатке в любую погоду, чтобы подготовить трехдневный фестиваль. И везде его сопровождали друзья или мама Ирина Юрьевна — энергичная, симпатичная женщина с такими же, как у Ивана, светлыми вьющимися волосами. Она учитель химии, завуч в школе.

— Но завуч — это не главное. Главное — учитель. – Комментирует Ваня.

Ирина Юрьевна рассказала, что слепота у мальчика с рождения. И читать он научился первоначально по методу Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт). Благодаря хорошей подготовке Ваня поступил сразу во второй класс Мгинской коррекционной школы для слепых. В классе он единственный был лишен зрения.

Благодаря Ирине Юрьевне география Ваниной жизни обширна. Он родился и живет в Киришах. Часто ездит на фестиваль авторской песни в Калугу и каждое лето в Ниццу, где изучает французский!

А через два года мы встретились с Иваном в Сарове (Мордовия) на фестивале «Зимородок». Оказалась, что здесь Ваня уже был победителем. А приехал снова с единственной целью: познакомить зрителей и гостей с песнями протоирея Олега Скобли. Песня «Одинокий крик» стала созвучна Ваниной душе:

«Одинокий крик тает вдалеке

Монастырских колоколов.

Ты построил дом на речном песке,

На руинах прежних домов».

В этот раз мамы рядом с Ваней не было, и мы вместе ходили на прослушивания…

За эти два года, вдохновленная Ваниным примером, я освоила гитару. Ваня помог преодолеть страх выступать перед людьми, что совсем не просто для человека, впервые взявшего инструмент к сорокалетнему рубежу. За что я ему очень благодарна.

— Главное в этой жизни — научиться жить в одиночестве и чувствовать себя в нем счастливым. И гитара этому очень помогает. Но самое трудное — публичное одиночество, — уверен Иван.

Мудрые слова. Но что такое публичное одиночество для незрячего человека? Какие ощущения испытывает он на сцене? Насколько ему сложнее, чем зрячим исполнителям? Или, наоборот, проще? Например, Вячеслав Бутусов привык петь с закрытыми глазами просто потому, что боялся смотреть в зал (признался артист в одном из интервью). И это стало его фирменной манерой пения. У Вани, безусловно, тоже есть своя манера. Он узнаваем. А свой стиль — основа успеха. Я спросила Ваню, что он думает об этом. Вот что он ответил:

— Да, конечно, с одной стороны мне проще — я не вижу зала, он не пугает меня, не отвлекает от главного. Моя задача — не управлять реакцией зала, а проникнуть в сердца слушателей. А это я смогу сделать, только пропустив песню через свое сердце. Если оно будет чувствовать песню, то это передастся другим людям обязательно. Поэтому перед залом я — наедине с песней.

За это время Ваня стал не только узнаваемым исполнителем и философом, но и знатоком французского языка. Он окончил школу для слепых и поступил в Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики. Учится Ваня дистанционно, раз в неделю ездит на языковые занятия. И уже три раза был в языковой школе в Ницце.

Желания и сожаления

Теперь у Вани появилась еще одна страсть – песни французских шансонье. Ради единственного в Петербурге концерта Шарля Азнавура он преодолел много неудобств, препятствий и большие расстояния, но добился своего и услышал любимого певца. Правда, впечатлен не был. Ваня — вдумчивый и критичный слушатель. Зато на концерте обожаемого им Сальваторе Адамо получил истинное удовольствие. Теперь Ванина мечта — попасть на концерт Лары Фабиан.

Помимо песен и французского языка Ваня обожает путешествия, плавание, лыжи, велосипед, правда, держать равновесие на малой скорости не очень получается, а на большой ездить довольно опасно и немного страшно, но он не оставляет попыток.

Вообще редко даже кто из зрячих людей живет столь насыщенной жизнью. Фактически Ваня осуществил почти все свои желания, кроме двух. Он сожалеет, что никогда не сможет водить автомобиль и… самолет! Да, да, полеты — это мечта и тайная страсть Ивана Колобова.

— Автомобиль я мог бы водить. Я знаю о нем все! В принципе я водил его. Гонял на пустых дорогах вместе с отцом. Два сумасшедших! Так что отчасти я утолил свою страсть. А вот самолет! Я мечтаю хотя бы посидеть в кабине самолета, потрогать рычаги управления. Мне снится, как я летаю!

Его сознание перевернула книга пилота-инструктора ТУ-154 Василия Ершова «Раздумья ездового пса». Он проглотил ее буквально за несколько дней. И с тех пор грезит полетами. Он переписывается в ЖЖ с пилотами, выясняет у них тонкости вождения самолетами, слушает радиообмен летчиков. А недавно ему дали координаты одного французского летчика — эмигранта из России, который мог бы покатать его в кабине боинга. И Ваня помчался в Париж, но инструктор улетел в командировку в Эмираты. Иван не отчаивается. И уверен, что в следующем году они обязательно встретятся.

А еще Иван переживает за то, как относятся к инвалидам в нашей стране. Он мечтает достучаться до чиновников и рассказать им, какие трудности терпят инвалиды, как им необходима поддержка.

— Нет, мне везет на хороших людей. Хотя знаю, что другие сталкиваются с неадекватным отношением. Но можно было бы упростить какие-то бюрократические процедуры, чтобы инвалидам не стоять в очередях, чтобы им удобно было передвигаться. Улучшить для них сферу обслуживания. Помочь им с работой, — считает Иван.

Сам же Ваня нашел свой путь социализации: он — опытный интернет-серфер. Интернет-магазины, форумы, дистанционное обучение, виртуальные скайп-беседы с друзьями, социальные сети, общение с изучающими французский язык по всему миру… А недавно он открыл собственный курс французского языка по скайпу. Компьютерной грамотности, и не только ей, сына научил отец — Александр Анатольевич Колобов, начальник отдела обслуживания ООО «Спецстроймонтаж». Папа так же, как и мама, во многом помогает и поддерживает сына.

Общение с друзьями у Вани целый день. А их у него много. Люди, пришедшие в Ванину жизнь, как правило, остаются в ней надолго. И он дорожит ими:

— Я очень благодарен людям, которые идут со мной по жизни и помогают. Это автор Сергей Носов, песни которого я исполняю и с которым мы выступаем вместе. Учитель английского языка Виктор Леонидович Слесаренко — мой первый и главный человек, который всегда рядом. Воспитатель Алексей Иванович Пугачев — благодаря ему я поездил по стране. Мои друзья-одноклассники: Иван Захаров и Павел Смирнов. Наша классная Валентина Васильевна Князева и Нина Андреевна Буренко и многие другие. Ну, а с родителями мне крупно повезло и во многом благодаря им у меня все складывается.

Советы мамы: как сделать незрячего ребенка успешным

По мнению Ирины Юрьевны, 99% успеха такого ребенка — это родители. Главное, не бояться адаптировать его к жизни. Лучше отдать в группу, где есть слабовидящие, а не только незрячие. Развивать его таланты. Учить компьютерной грамотности, чтобы он мог общаться в Интернете. Для социализации очень важны поездки. В общем, не закрывать такого ребенка от общества, даже если наше общество к этому не готово. Конечно, с такими детьми нужно работать в два раза больше. Но не опускать руки! И считать такого ребенка не наказанием, а шансом для собственного развития.


Автор: Лидия БЕРЕЗНЯКОВА

Фото: Александр ГАЛЬПЕРИН

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *