Главное — любить

Родители Олега Аристова — о правилах жизни семьи, где растет ребенок с аутизмом.

Журнал взаимной помощи «Благо Твори» продолжает рассказ об учениках специализированного класса для детей с аутизмом, который работает в государственной бюджетной коррекционной школе №13 (см. благо-твори.рф/?p=432)

О том, как живет семья, где у одного из детей аутизм, рассказывают Ольга и Виктор, мама и папа Олега Аристова.

— О том, что с Олегом что-то не так, мы поняли, когда ему исполнилось полтора года. К этому возрасту стало понятно, что Олег уже серьезно отстает в развитии от своих сверстников, начали проявляться странности в поведении, типичные для детей с аутизмом. Например, в детском саду Олег бегал кругами по комнате, не общался с детьми, не играл в игрушки, он не понимал речь и не говорил, при этом его физическое развитие происходило совершенно нормально. Когда Олегу было уже два с половиной года, в очередном платном медицинском центре ему поставили диагноз «аутизм». Ольга рассказывает, что справиться с шоком, который она испытала, услышав это, ей помогла ее мама (бабушка Олега), которая на вопрос Ольги: «Что же мне теперь делать? Как относиться к сыну?» сказала: «Любить еще сильнее!».

Мы не скрываем от окружающих, что наш ребенок с аутизмом. Олег внешне ничем не отличается от других детей, но то, что он другой, выдают его поступки. Например, Олег может подойти к незнакомому человеку и потрогать его одежду, так как ему просто захочется пощупать материал, из которого она сшита, или резко вскрикнуть в общественном месте, застыть в причудливой фигуре. В таких случаях мы объясняем окружающим, что это Олег так общается, выражает свои эмоции. Если людям объяснить про особенности ребенка, то большинство понимает.

В официальной российской медицине и в сфере образования до сих не существует эффективных методик терапии и обучения людей с аутизмом. Но есть частные специалисты, которые знают и владеют разработанными в западных странах методиками, есть информация в Интернете. Кроме того, в соцсетях множество групп, объединяющих родителей детей с аутизмом, общение с которыми приносит бесценный опыт. О методике АВА (прикладного поведенческого анализа) мы впервые узнали, прослушав лекцию израильского специалиста Юлии Эрц. Когда мы начали использовать эту методику, Олег стал стремительно прогрессировать (понимать слова, общаться, уменьшилась агрессия).

Кроме того, помогла БКБГ (безглютеновая, безказеиновая) диета, которой также советуют придерживаться людям с аутизмом. Данная диета улучшает процессы жизнедеятельности организма, желудочно-кишечного тракта, отчего улучшается самочувствие ребенка, и, как следствие, он становится спокойнее, уменьшается или совсем уходит нервозность, агрессия. У Олега на фоне этой диеты исчезла гиперактивность и снизилась аутоагрессия.

Дети с аутизмом плохо понимают речь, но прекрасно воспринимают визуальные образы, поэтому для общения с ними необходимо использовать карточки PECS или иные средства альтернативной коммуникации, с помощью которых слова будут подкрепляться визуальным рядом. Олег общается с миром при помощи таких карточек. Это небольшие куски картона, на которые нанесены фотографии людей, предметов и действий, а снизу — слово, их обозначающее (например, «мама», «папа», «суп», «гулять», «кушать» и так далее). Если Олег хочет есть суп, он берет карточки «суп» и «кушать», прикрепляет их на специальную доску и показывает взрослому. На основе карточек PECS мы сделали Олегу распорядок дня. Олег просыпается утром и видит картинку «чистить зубы», далее — фото завтрака, школы и так до конца дня. Карточки, обозначающие сделанное дело, мы убираем. Таким образом, для Олега становится понятно, что его сегодня ждет, каким будет его день, также он сам может просить включить в его расписание какое-либо мероприятие.

Окружающий мир, в котором много шума, звуков, снующих людей и машин, быстро приводят к сенсорной перегрузке ребенка, которую необходимо снимать. Для этого в комнате Олега есть большой мяч, на котором он любит прыгать, качели, гимнастическая лестница. Кроме того, Олег любит спать под утяжеленным одеялом, набитым гречишной шелухой — ведь люди с аутизмом хуже, чем обычные люди, чувствуют свое тело, и давление на него их успокаивает.

Также у нас в квартире все сделано так, чтобы жизнь Олега была безопасной. Нет никаких конструкций, высоких шкафов, на которые он мог бы залезть, а на окнах установлены замки, не позволяющие открыть окно нараспашку. Ведь люди с аутизмом часто не могут понять, что, например, можно разбиться, свалившись с высоты. Страх перед чем-то у человека с аутизмом может появиться только после того, как он лично, на собственном опыте сможет испытать боль. Так, Олег однажды упал с лестничного пролета высотой около 2 метров и сломал руку. И только после этого у него появился страх высоты.

Недавно несколькими родителями детей с аутизмом был создан фонд «Открытая дверь». На деньги, которые собирает фонд, мы создали класс для наших детей в школе №13, планируем организовать летний лагерь для семей с особыми детьми, а также хотели бы организовать учебные мастерские, где люди с аутизмом смогут получить специальность и, может быть, в дальнейшем самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и быть полезными в обществе.

Ребенок с аутизмом требует постоянного внимания. Одна бы я не справилась, если бы не Виктор, мой муж и отчим сына. Он меня во всем поддерживает.


Автор: Александр Гальперин

1 thought on “Главное — любить”

  1. Удачи вам! Думаю с такими мужчинами можно «мир перевернуть». Понимания окружающих, берегите друг друга! Милости Всевышнего! Не забывайте, что испытания даются нам неслучайно! И «ночь перед рассветом особенно темна» =)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *