«Колино сочинение». Спектакль, который нужен всем

Предпасхальные дни случились как откровение, как тест на правду. Истина отделилась от фальши. Сердце наполнилось болью и состраданием к тем, кто избран быть не таким, как все. Сердце открылось навстречу этим избранникам и приняло их талант. А после этого наступила радость.

[dropcap]В[/dropcap]от бывает же абсолютная чистая радость… Так случается… И это надо еще суметь пережить…

Я про спектакль «Колино сочинение», который поставила и воплотила на сцене театра «Кукольный формат» режиссер Яна Тумина с двумя актерами и прекрасной командой, создавшей для этого спектакля звуки, анимацию, свет, кукол, организовавшей сбор денег на постановку.

Я счастлива и тем, что мы на нашем портале тоже помогали случиться этой удивительной театральной истории. Мы рассказали тогда о жизненной ситуации Яны Туминой, которая воспитывает четверых детей, один из которых, Сема, родился с синдромом Дауна («Сема помогает нам стать свободными»). Яна сумела перешагнуть страхи и комплексы, не побоялась поведать миру о своих проблемах и поставить очень важный для себя и своих близких спектакль. Во многом это случилось благодаря тому, что полтора года назад ей попала в руки книжка Сергея Голышева «Мой сын — даун». Сергей откровенно написал в ней, как неимоверно трудно и как удивительно жить рядом с особым ребенком, с какими сложностями приходится сталкиваться в социуме. И как надо учиться быть более неуязвимым самому ребенку, живя в довольно враждебно настроенном к нему обществе.

Все родители детей-даунов испытывали шок от того страшного открытия, которое сообщали им врачи и детские психологи: ваш ребенок не будет сам завязывать шнурки, не будет контролировать своих действий, вряд ли сможет читать и писать, это ущербное существо и ваш крест на всю жизнь… Примерно такой текст, кстати, вошел в спектакль Яны Туминой.

 

— Когда родился наш необычный Коля, мы находились какое-то время с моей женой Галиной в подавленном состоянии, даже в отчаянии, но с божьей помощью преодолели эти негативные эмоции, перестали сетовать на судьбу, а приняли ситуацию, как она есть, но не смирились с приговором «опытных специалистов», — рассказывает Сергей Голышев. — Когда Коля подрос, мы заметили, что он тяготеет к слову, ему нравится сочинять. Мы поддержали его в этом направлении, много читали с ним, разбирали какие-то понятия, слова, тексты. И вот как в открытый шлюз стали прорываться стихи, сказки, наблюдения. Коля научился и читать, и писать, стал постоянно записывать свои мысли, стихи. Слово стало его проводником в общении с миром. Еще в детском садике воспитатели обратили внимание на неимоверные фантазии Коли. Они так и говорили: даже среди сохранных (нормальных) детей у них не было таких фантазеров, как Коля. Максимилиан Волошин когда-то сказал, что все дети гениальны, только мы в силу своего старшинства никак не хотим признать этого. Коля действительно смог открыть миру мир даунов через слово, причем художественно и поэтично. Совсем маленьким он выдавал такие глубокие мысли, такую философию, которая не вязалась с образом ребенка, люди не всегда верили, что это может написать мальчик да еще с синдромом Дауна.

Думаю, главное, чему нас научил Коля: воспринимать мир с сочувствием и состраданием. А через сочувствие к ближним нам дается благодать. Когда известный поэт Анатолий Найман, друг Иосифа Бродского, услышав выражение Коли «Она была настолько красива, что не говорила глупостей», сказал: «Сергей, вы родились для того, чтобы родить гения». Когда Коле было 12 лет, Тереза Стизорик из Минска, сама инвалид детства, на свои средства издала книгу Коли «Поэт на крыше». Она начинается с Колиных слов: «У меня есть волшебная стихотворная палочка. Я все превращаю в стихи». Тем не менее, Колю мы стараемся не захваливать, чтобы в нем не развилась звездная болезнь. Хотя приезд в Питер на спектакль, который Яна Тумина сделала по Колиным произведениям и по текстам моей книги, — это, конечно, большое событие в нашей жизни, мы счастливы, что Коля может благотворно воздействовать на творческих людей, подвигать их к каким-то высказываниям.

 

…Спектакль шел не больше часа. В нем было много того, что будто бы открывалось заново. Оказывается, маленькое — это сразу и большое, даже великое. Земля — это огромная планета и лишь одна из звезд во Вселенной. Ребенок — это не беспомощное существо, а сложная личность. Любовь — это то, что раздвигает наше представление о мире, который может быть таким разным, и это то, что примиряет с болью и дает новые силы для жизни.

А девочка Варя из детского сада, с которой Коля путешествует на электричке, «которая никогда не устает», на другую, счастливую, планету, конечно же, существует — в Колином воображении, в его мягкой ранимой душе.

Для Яны Туминой спектакль «Колино сочинение» — совершенно особое событие в ее вполне успешной творческой карьере, потому что через него она пробралась к очень закрытому миру своего родного сына Семы.

— Я знаю, что мир этих детей дремлет в волшебном закрытом доме, — говорит Яна. — Коля, благодаря своему поэтическому дару, держит этот дом открытым. Мне важно, чтобы люди совершили открытие, заглянув в мир особых детей. Он красив и прост. Необычен и парадоксален. Я не сторонний наблюдатель. Я участник этого волшебного мира.

Этот спектакль был открытием для зрителей талантливого актера — мужа Яны Туминой Александра Балсанова, который десять лет не выходил на сцену, занятый семейными делами, занимаясь дома с детьми, с особым Семой. Его горловое пение, игра на бурятском национальном инструменте хомусе, обаяние и добрая энергия во многом создали атмосферу этого спектакля. Выступившая с ним в дуэте актриса Большого театра кукол Анна Сомкина также добавила действию тепла и необычайной трогательности.

Зрителями «Колиного сочинения» за несколько дней показов стали разные люди — коллеги из арт-среды, обычные родители с детьми, люди с ограниченными возможностями, приехавшие на инвалидных колясках. Но реакция всех этих зрителей была похожей: долгие аплодисменты, слезы в глазах, счастливые улыбки и признательность режиссеру, всем создателям спектакля, автору текстов Коле Голышеву.

 

Коля мгновенно отзывается на сигналы мира. Ему принадлежат строки:

В стране далекой,
Где нет овец, коров и коз,
А только ночь быстрая,
Живут люди в последний час.
Помогите им,
Чтобы ваша любовь не сошла с ума.

Или вот это:

Я не хочу быть плохим,
Я хочу любить маму и папу,
И ласкать их сердцами луны и весны.

А вот его диалог с папой:

— Папа, сердце мое стало каменным.
— От чего?
— От жизни.
— Почему?
— Зла много вокруг.

После спектакля Коля, сидевший в первом ряду и очень эмоционально все воспринимавший, попросил ручку и бумагу и стал выдавать стихотворение за стихотворением. В этих строках не было ничего, кроме признаний всем в любви. Коля был в этот момент абсолютно счастлив. И еще он сказал, что в спектакле не просто девочка Варя, а муза — Варя.


Елена Добрякова
Фото Александра Гальперина

Это стихотворение было написано Колей Голышевым в ноябре 2012 года:

Небесные родники бьются в моем сердце.
А в них любовь серебряной рябью расходится по воде.
И белые лебеди грациозно плывут под звездным небом.
Все поет и пахнет медом.
И алая заря тихо и нежно вступает в свой ночной лес.
И ветер тихой музыкой шевелит кроны деревьев. Аминь.


5 thoughts on “«Колино сочинение». Спектакль, который нужен всем”

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *