Предпасхальные дни случились как откровение, как тест на правду. Истина отделилась от фальши. Сердце наполнилось болью и состраданием к тем, кто избран быть не таким, как все. Сердце открылось навстречу этим избранникам и приняло их талант. А после этого наступила радость.
[dropcap]В[/dropcap]от бывает же абсолютная чистая радость… Так случается… И это надо еще суметь пережить…
Я про спектакль «Колино сочинение», который поставила и воплотила на сцене театра «Кукольный формат» режиссер Яна Тумина с двумя актерами и прекрасной командой, создавшей для этого спектакля звуки, анимацию, свет, кукол, организовавшей сбор денег на постановку.
Я счастлива и тем, что мы на нашем портале тоже помогали случиться этой удивительной театральной истории. Мы рассказали тогда о жизненной ситуации Яны Туминой, которая воспитывает четверых детей, один из которых, Сема, родился с синдромом Дауна («Сема помогает нам стать свободными»). Яна сумела перешагнуть страхи и комплексы, не побоялась поведать миру о своих проблемах и поставить очень важный для себя и своих близких спектакль. Во многом это случилось благодаря тому, что полтора года назад ей попала в руки книжка Сергея Голышева «Мой сын — даун». Сергей откровенно написал в ней, как неимоверно трудно и как удивительно жить рядом с особым ребенком, с какими сложностями приходится сталкиваться в социуме. И как надо учиться быть более неуязвимым самому ребенку, живя в довольно враждебно настроенном к нему обществе.
Все родители детей-даунов испытывали шок от того страшного открытия, которое сообщали им врачи и детские психологи: ваш ребенок не будет сам завязывать шнурки, не будет контролировать своих действий, вряд ли сможет читать и писать, это ущербное существо и ваш крест на всю жизнь… Примерно такой текст, кстати, вошел в спектакль Яны Туминой.
— Когда родился наш необычный Коля, мы находились какое-то время с моей женой Галиной в подавленном состоянии, даже в отчаянии, но с божьей помощью преодолели эти негативные эмоции, перестали сетовать на судьбу, а приняли ситуацию, как она есть, но не смирились с приговором «опытных специалистов», — рассказывает Сергей Голышев. — Когда Коля подрос, мы заметили, что он тяготеет к слову, ему нравится сочинять. Мы поддержали его в этом направлении, много читали с ним, разбирали какие-то понятия, слова, тексты. И вот как в открытый шлюз стали прорываться стихи, сказки, наблюдения. Коля научился и читать, и писать, стал постоянно записывать свои мысли, стихи. Слово стало его проводником в общении с миром. Еще в детском садике воспитатели обратили внимание на неимоверные фантазии Коли. Они так и говорили: даже среди сохранных (нормальных) детей у них не было таких фантазеров, как Коля. Максимилиан Волошин когда-то сказал, что все дети гениальны, только мы в силу своего старшинства никак не хотим признать этого. Коля действительно смог открыть миру мир даунов через слово, причем художественно и поэтично. Совсем маленьким он выдавал такие глубокие мысли, такую философию, которая не вязалась с образом ребенка, люди не всегда верили, что это может написать мальчик да еще с синдромом Дауна.
Думаю, главное, чему нас научил Коля: воспринимать мир с сочувствием и состраданием. А через сочувствие к ближним нам дается благодать. Когда известный поэт Анатолий Найман, друг Иосифа Бродского, услышав выражение Коли «Она была настолько красива, что не говорила глупостей», сказал: «Сергей, вы родились для того, чтобы родить гения». Когда Коле было 12 лет, Тереза Стизорик из Минска, сама инвалид детства, на свои средства издала книгу Коли «Поэт на крыше». Она начинается с Колиных слов: «У меня есть волшебная стихотворная палочка. Я все превращаю в стихи». Тем не менее, Колю мы стараемся не захваливать, чтобы в нем не развилась звездная болезнь. Хотя приезд в Питер на спектакль, который Яна Тумина сделала по Колиным произведениям и по текстам моей книги, — это, конечно, большое событие в нашей жизни, мы счастливы, что Коля может благотворно воздействовать на творческих людей, подвигать их к каким-то высказываниям.
…Спектакль шел не больше часа. В нем было много того, что будто бы открывалось заново. Оказывается, маленькое — это сразу и большое, даже великое. Земля — это огромная планета и лишь одна из звезд во Вселенной. Ребенок — это не беспомощное существо, а сложная личность. Любовь — это то, что раздвигает наше представление о мире, который может быть таким разным, и это то, что примиряет с болью и дает новые силы для жизни.
А девочка Варя из детского сада, с которой Коля путешествует на электричке, «которая никогда не устает», на другую, счастливую, планету, конечно же, существует — в Колином воображении, в его мягкой ранимой душе.
Для Яны Туминой спектакль «Колино сочинение» — совершенно особое событие в ее вполне успешной творческой карьере, потому что через него она пробралась к очень закрытому миру своего родного сына Семы.
— Я знаю, что мир этих детей дремлет в волшебном закрытом доме, — говорит Яна. — Коля, благодаря своему поэтическому дару, держит этот дом открытым. Мне важно, чтобы люди совершили открытие, заглянув в мир особых детей. Он красив и прост. Необычен и парадоксален. Я не сторонний наблюдатель. Я участник этого волшебного мира.
Этот спектакль был открытием для зрителей талантливого актера — мужа Яны Туминой Александра Балсанова, который десять лет не выходил на сцену, занятый семейными делами, занимаясь дома с детьми, с особым Семой. Его горловое пение, игра на бурятском национальном инструменте хомусе, обаяние и добрая энергия во многом создали атмосферу этого спектакля. Выступившая с ним в дуэте актриса Большого театра кукол Анна Сомкина также добавила действию тепла и необычайной трогательности.
Зрителями «Колиного сочинения» за несколько дней показов стали разные люди — коллеги из арт-среды, обычные родители с детьми, люди с ограниченными возможностями, приехавшие на инвалидных колясках. Но реакция всех этих зрителей была похожей: долгие аплодисменты, слезы в глазах, счастливые улыбки и признательность режиссеру, всем создателям спектакля, автору текстов Коле Голышеву.
Коля мгновенно отзывается на сигналы мира. Ему принадлежат строки:
В стране далекой,
Где нет овец, коров и коз,
А только ночь быстрая,
Живут люди в последний час.
Помогите им,
Чтобы ваша любовь не сошла с ума.
Или вот это:
Я не хочу быть плохим,
Я хочу любить маму и папу,
И ласкать их сердцами луны и весны.
А вот его диалог с папой:
— Папа, сердце мое стало каменным.
— От чего?
— От жизни.
— Почему?
— Зла много вокруг.
После спектакля Коля, сидевший в первом ряду и очень эмоционально все воспринимавший, попросил ручку и бумагу и стал выдавать стихотворение за стихотворением. В этих строках не было ничего, кроме признаний всем в любви. Коля был в этот момент абсолютно счастлив. И еще он сказал, что в спектакле не просто девочка Варя, а муза — Варя.
Елена Добрякова
Фото Александра Гальперина
Это стихотворение было написано Колей Голышевым в ноябре 2012 года:
Небесные родники бьются в моем сердце.
А в них любовь серебряной рябью расходится по воде.
И белые лебеди грациозно плывут под звездным небом.
Все поет и пахнет медом.
И алая заря тихо и нежно вступает в свой ночной лес.
И ветер тихой музыкой шевелит кроны деревьев. Аминь.
Excellent way of explaining, and nice article to obtain information concerning my presentation topic,
which i am going to convey in institution of higher education.
Es sind maximal 51 von 53 Trophäen erspielbar.
Es sind maximal 26 von 28 Trophäen erspielbar.
Auf St Michael’s Mount gab es zunächst ein Kloster.
Hello, I desire to subscribe for this webpage to take newest updates, so where can i do it please help
out.