Богадельня как диалог любви

[dropcap]В[/dropcap] советское время богадельней в обиходе называли сугубо государственное и достаточно убогое учреждение для немощных пожилых, попасть в которое было равносильно приговору. Нынешние богадельни – это, как и положено по названию, церковные организации, в которых хорошие условия и уход. В одной такой богадельне – Покровской (официальное название пансионат «Покровская богадельня»), расположенной в Красносельском районе, в поселке Сергиево (бывшем Володарском), – побывали  корреспонденты «Вечёрки».


Уникальность учреждения в том, что это единственный в Санкт-Петербурге дом для престарелых, находящийся в одном здании с храмом – во имя Святого Андрея Критского.

В ЭТИХ СТЕНАХ ИЗНАЧАЛЬНО ТВОРИЛИ ДОБРО

Богадельня здесь располагалась изначально: по благословению Иоанна Кронштадтского в слободе Александрово (нынешнее Сергиево) в 1903 году было построено церковное здание, принадлежавшее Благотворительному обществу ревнителей веры и милосердия. В здании разместились храм во имя Святого Андрея Критского и благотворительные организации, в том числе богадельня – приют для престарелых женщин. Причем отделялся он от находящегося на втором этаже храма стеной с широкими дверями, которые раскрывались во время богослужения, и священник мог сразу пойти по палатам.

LIVE3866

После Октябрьской революции все изменилось. Благотворительное общество, а заодно и богадельню закрыли. А позднее в бывшем церковном здании организовали клуб: аккурат в храме оказалась танцплощадка. Только в 1994 году православной общине поселка был возвращен храм и несколько помещений. В 1995-м в храме прошла первая служба, которую проводил настоятель храма иерей Валерий Швецов. Благодаря ему стали восстанавливаться традиции, принятые Обществом ревнителей веры и милосердия. В 1996 году здесь открылась первая в Санкт-Петербурге богадельня на шесть пациенток (их называют насельницами). Только в 2002 году приходу передали большую часть здания. Ныне богадельня занимает помещения на первом и втором этажах и рассчитана на 47 подопечных. Могли бы оказать помощь большему числу нуждающихся, открыть и мужское отделение, но нет возможностей. Есть огромное пустое помещение – бывший клубный кинозал, но его нужно ремонтировать, превратить в палаты, подвести коммуникации. Средств на это нет. Приход – небогатый.

В ХРАМ – С ПОМОЩЬЮ СТУПЕНЬКОХОДА

В сопровождении инокини Нины (Романовой), управляющей богадельней, мы входим в здание. Уход здесь поставлен на высочайший уровень, а чтобы в палатах был свежий воздух, в здании проложена воздухообменная система. Светлые палаты – на троих-четверых (каждая пациентка, имеющая проблемы с передвижением, имеет собственное кресло-туалет). Высокие потолки, много комнатных растений, уютные трапезные. Коридоры украшены цветочными арками и картинами. Да, здесь не имеют возможностей организовать одно- и двухместные палаты, но при желании бабушки ее кровать могут огородить пологом. Повсеместно расположены колонки с усилителями звука для трансляции музыкальных, литературных произведений (а при необходимости – религиозных текстов) – это для лежачих подопечных.

Скажем сразу: селить бабушек стараются по интересам и состоянию здоровья. Воцерковленных – в одно отделение. Тех, кто еще на пути к вере или неверующих, – в другое.

LIVE3996

Как и раньше, храм – на втором этаже, так что для проживающих попасть на службу легко (а имеющих проблемы с передвижением доставляют на колясках). Те, кто живет на первом этаже, при физической невозможности подняться по лестнице пользуются специальной импортной коляской-ступенькоходом на гусеничном ходу. Она легко преодолевает даже большую лестницу. Установить лифты пока нет возможности.

Отдельно нужно сказать о питании: оно пятиразовое, с учетом врачебных назначений. В трапезной любят совместно (насельницы и сестры милосердия) отмечать праздники, дни рождения и именины. Читают стихи, поют, рисуют, вяжут, мастерят.

Отнюдь не значит, что богадельня – это до конца жизни. Да, в основном, живут постоянно. Но кого-то отдают в богадельню на время (если, например, родственники уезжают в командировку, в отпуск).

ДОМ – ЗДЕСЬ, А НЕ ДОМА

– Чистота, тишина, порядок. И такое душевное отношение к нам со стороны матушки Нины и сестер милосердия – не передать. Это теперь мой дом. Я как-то решила поехать в свой прежний – на квартиру, где жила с родственниками, которые тяготились мною. Теперь я их лучше стала понимать: сначала-то обижалась на них, но им тоже сложно, ведь работа, дети. И я посмотрела иными глазами: все там так неудобно для плохо ходящего человека, и сказала: «Нет, хочу жить только в богадельне», – уверяет одна из насельниц Людмила Владимировна.

– Что я здесь – промысел Божий. Где бы еще за мной был такой уход? – говорит матушка Иона, монахиня, потерявшая зрение.

– А я мужа потеряла, детей нет. Лежала в госпитале для ветеранов, но там же не могут долго держать. Куда деться? Спасибо знакомым, подсказали, что есть богадельня. Мне здесь очень нравится, – сказала Лидия Николаевна, пережившая блокаду Ленинграда.

LIVE3853

В богадельне развита еще одна схема работы с насельницами. Ее можно охарактеризовать как диалог любви. Суть в том, что сестра милосердия (при богадельне организовано сестричество) начинает посещать бабушку (одинокую или которую мало посещают родственники) в свое нерабочее время, то есть завязываются иные отношения, наполненные еще большей любовью. Ибо известно: чем больше отдаешь душевных сил, тем больше их получаешь.

ЛЮБИТЕ БЛИЖНИХ СВОИХ

Мы сказали бы: главное богатство этого социального учреждения – персонал. Он уникальный. Одна только деталь: сестры, сдав суточную смену (с уходом за тяжелейшими больными), постоянно задерживаются на два-три часа, чтобы что-то доделать, подойти к бабушкам, подержать за руку, сказать ласковое слово.

– Было влечение, внутренний призыв послужить другим. Работать в богадельне – счастье, это словно музыка внутри тебя. Здесь очень много над собой работаешь, себя истинную видишь. Приходишь со смены, где-то не выспалась, погода, может, плохая, а здесь – расцветаешь вся. Думаешь, какое счастье, что Бог дал мне такое дело, – отмечает сестра милосердия Надежда Кириллова. – В повседневности люди стараются не думать, что когда-нибудь состарятся, будут немощными. Если бы они об этом задумывались, у нас было бы меньше брошенных стариков и не было бы столько печали в их глазах.

LIVE4123

– Нет ощущения тяжести работы. Силы тебе дают свыше. Заходишь в комнату – и вот Марья Ивановна, увидев тебя, расцветает в улыбке. Наши бабушки – они такие ранимые, хотя могут быть и с очень непростым характером, – замечает Галина Сизова, много лет проработавшая сестрой.

…А как только настанут стабильно теплые дни, бабушки с помощью сестер начнут высаживать на территории возле храма веточки вербы, которые прорастили в банке с водой с Вербного воскресенья. Для кого-то из обывателей это нехитрое занятие – ерунда, а для сестер и их подопечных – действо, наполненное глубочайшим смыслом.

***

Покровская богадельня нуждается в нашей с вами посильной помощи. Здесь примут в дар: постельное белье, памперсы для взрослых, одноразовые пеленки, наборы для мытья головы лежачих больных, средства ухода за тяжелобольными (пенки, одноразовые варежки для мытья и прочее), а также развивающие настольные игры (мозаики, крупные пазлы, шашки), музыкальные мобили (от детских кроваток). Обращаться по тел. 8 (921) 375-50-24, (812) 738-97-68, 738-98-14.

Татьяна ТЮМЕНЕВА, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *