З — Закон. Новая буква «Азбуки улиц»

[dropcap]У[/dropcap] многих людей, которые вынуждены жить на улице, есть родственники. Матери, отцы, дети, бывшие мужья и жены, братья и сестры. Однако семейные ценности или даже просто элементарные приличия не всегда присутствуют в современном обществе.

На примере Елены авторы раскрывают то, что статистика называет «семейные конфликты», и объясняют, почему такая причина бездомности возможна с точки зрения закона.

Елена Зайцева и ее сын жили в коммунальной квартире. Она всю жизнь проработала в торговле, он — на железной дороге. У каждого своя комната. Когда недвижимость приватизировали, мать свою долю в собственности переписала на сына.

— Если бы со мной что-то случилось, все равно площадь досталась бы сыну, — объяснила свой поступок Елена.

В один прекрасный момент сын попросил мать на выход. Засиделась, мол, в его собственности.

— Ему не понравилось, что иногда выпивала, но я же не запойная, на улице не валялась, — говорит Елена.

Ключи от квартиры отобрал, звонок на двери отключил, а вещи выкинул на помойку. Конечно, Елена обратилась к участковому, но дальше заявления дело не пошло — жилплощадь записана на сына.

Мать пошла спать на скамейку, где в одночасье лишилась паспорта и других документов — кто-то ночью украл сумку. Ходила по знакомым во дворе, некоторые пускали переночевать.

Иногда мать с помощью доброго соседа (владельца еще одной комнаты в коммуналке, из которой выгнали Елену) пробиралась в своей прежний дом.

Однажды столкнулась с новой подругой сына, встреча кончилась скандалом и криками: не приходить сюда больше. Потом Елена узнала, что в ее бывшую комнату въехали новые жильцы.

Сейчас Елена находится в приюте «Ночлежки». Восстановила паспорт, надеется по суду вернуть свою бывшую жилплощадь, обменять ее на другое жилье, чтобы сына больше уже никогда не видеть.

Комментирует Вячеслав Самонов, юрист «Ночлежки»:

— Таких историй довольно много, когда родственники, особенно молодежь, уговаривают своих родителей, бабушек, дедушек отписать им жилье, а когда переоформят — выселяют. Старшее поколение юридически неграмотно, излишне доверчиво. Но это полбеды. Отсутствуют эффективные и, главное, известные гражданам механизмы сохранения права на проживание на случай такого отчуждения жилплощади. Российское законодательство не дает ясного ответа, как в конечном итоге эффективно наказать тех, кто нарушает право на пользование жильем, привлечь их к такой ответственности, чтобы люди боялись создавать препятствия в пользовании жильем.

Человека выгнали из дома родственники или соседи. Обратиться к участковому? Как правило, это ни к чему не приводит. Полиция обычно отделывается пустыми фразами: это не в нашей компетенции, докажите, что ваша регистрация действительная, обращайтесь в суд и т. п.

С точки зрения закона полиция права — она действительно не занимается вселением.

По закону прав и сын Елены Зайцевой, как единоличный собственник, которому она подарила свою долю в квартире. Но выселение человека (тем более, зарегистрированного по месту жительства) должно производиться по суду и только если он сам откажется добровольно исполнить решение суда о выселении. В данной ситуации собственник решил выселить мать сам. Как ни странно, это его законное право. При этом он все же нарушил закон, а именно, порядок выселения, т. е. порядок реализации этого права.

Если бы сын решил выселить мать по суду, то у нее было бы гарантированное законом право (статья 31 ЖК РФ) попросить суд на время сохранить за собой право на проживание в этом жилом помещении и подыскать другое жилье. А в случае, если бы суд взыскивал в ее пользу алименты, еще и требовать от сына обеспечить ее другим жильем. Впрочем, Зайцева трудоспособного возраста, не инвалид. Так что алименты она пока что не взыщет.

Требования о вселении рассматриваются в суде. Рассмотрение дела в первой инстанции в Петербурге длится в лучшем случае не менее 3-4 месяцев со дня подачи заявления, хотя по закону такой срок, по общему правилу, должен составлять не более 2 месяцев. Где жить одинокому гражданину долгие месяцы судебных тяжб? Вряд ли суд будет работать быстрее, даже если Елена заявит, что ей негде жить.

Людям, которые обращаются ко мне с подобными жалобами, я среди прочего советую: если у них есть уверенность в своей правоте, срывать незаконно установленные замки. Понятно, что это может спровоцировать серьезный конфликт. Зовите на помощь друзей, если они у вас есть, говорю я, ничего другого не остается.


НАШ ПРОЕКТ:

streetalphabet.ru


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *