Фестиваль в Новой Голландии перенес посетителей в иную реальность
[dropcap]У[/dropcap]строителям четвертого по счету благотворительного фестиваля «Антон тут рядом» удалось ненавязчиво, затейливо и даже стильно показать окружающим мир глазами человека с аутизмом, попутно приобщая всех к творчеству, игре или ремеслу. Гостей и не думали пугать диагнозами и грузить проблемами – наоборот, происходящее излучало сплошь креатив, позитив и мажор.
Каждый мог легко почувствовать эмпатию, когда вдохновенно дирижировал «Слепым оркестром» или слушался «голоса разума» во время необычной экскурсии, медитировал в миниатюрном травяном садике или создавал масштабную деревянную инсталляцию, осваивал технику линогравюры или раскрашивал картонный город, учился танцевать или просто мечтал, встав в круг и взявшись за руки с участниками интеграционного спектакля.
Фестиваль носит то же название, что и Центр творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом, а тот в свою очередь получил его от документального фильма Любови Аркус об аутисте Антоне Харитонове. Вход на остров был традиционно бесплатным, но мероприятие предусматривало добровольные посильные пожертвования.
Девизом этого года стало емкое высказывание Вани, студента центра: «Жизнь – это совершенная разнота». Эта же фраза вдохновила и создателей интерактивной прогулки, на которую каждые полчаса отправлялась от павильона группа любопытствующих, надев наушники. Гидом была милая девушка в приметной красной шапочке, а невидимый экскурсовод в научно-популярной и шутливой манере рассказывал слушателям, что люди с расстройством аутистического спектра отличаются особой чувствительностью к прикосновениям, звукам, запахам или цветам. Чтобы ощутить, каково это, экскурсантам предлагалось, например, выбрать добровольца и пощекотать ему ладошки («Представьте, что вас щекочет солнечный лучик», – ласково рекомендовал голос). Или принять позу статуи и замереть («Мы – внутри спектакля, а все вокруг – декорации», – подбадривал голос). Или выбрать себе партнера и долго-долго глядеть на него, не отводя взгляд. Это задание оказалось самым трудновыполнимым, но из наушников звучало сочувствие: да, мол, это трудно, и в нашем социуме так вести себя не принято, и вы сейчас, конечно, чувствуете неловкость, но сделайте умное лицо – а для этого сложите в уме 32 и 574, разделите на два, а результат сообщите тому, кто стоит напротив…
Обойти все диковинные площадки удалось только самым стойким: фестиваль начался в солнечный летний полдень выступлением артистов «Упсала-цирка», а закончился поздним вечером – промозглым и осенним – песнями группы «Мегаполис», кинопоказом журнала «Сеанс» и фортепианным концертом.
В сувенирной лавке торговали изделиями, выполненными студентами в швейной, гончарной, декораторской, переплетной, столярной и графической мастерских. Вышитые подушки, лоскутные одеяла, холщовые сумки, забавные свитшоты, керамическая посуда, расписные подносы, гирлянды и блокноты могут конкурировать с изделиями настоящих дизайнеров.
В шатре шили мягкие игрушки, декорировали брелоки, мастерили тетрадки и книжки. Можно было купить майку с готовым принтом, выполненным по эскизам студентов, или придумать собственный рисунок, а пока его наносят горячим утюжком, сходить послушать, как поет певица Manizha или играет оркестр «Антон тут рядом». Устал – приляг на пуф прямо посреди лужайки или устраивайся в шезлонге на пирсе. Заскучал ребенок – отведи его на детскую площадку, пусть полазает по большущему остову пиратского корабля или порисует, усевшись под деревом с мольбертом. Проголодался или замерз – погрейся и перекуси в одной из закусочных в круглом кирпичном здании «Бутылки».
Как раз в «бутылочном» дворе-колодце и происходило все самое интересное с точки зрения инклюзии. Там резвились музыканты-импровизаторы с завязанными глазами и давал свой авторский мастер-класс голландский хореограф Эндрю Гринвуд, а научно-театральный проект GENEZIS будоражил сознание интерактивным спектаклем-экспериментом «Версия: эмпатия». Люди всех возрастов увлеченно выполняли задания и весело смеялись, с истинно детской непосредственностью повинуясь таинственному голосу – тому самому, что звучал в наушниках на прогулке, ибо создателями и спектакля, и экскурсии оказались одни и те же люди. А текст монолога и виртуального режиссера, и экскурсовода был озвучен при помощи сервиса Google. «Беритесь за руки, друзья! – призывал голос. – Смотрите на людей вокруг и мечтайте. Закройте глаза: так лучше видно. Мечтайте – и не мешайте мечтать другим…»
Мария КИНГИСЕПП, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ