«НеПРИКАСАЕМЫЕ». Мостик через пропасть

В Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны 30 марта состоялась премьера спектакля «НеПРИКАСАЕМЫЕ». На стадии подготовки этого самого необычного петербургского театрального проекта мы рассказывали о нем на нашем портале (Благо-Твори.РФ).

Этот вечер был особенным. Вечер в ледяных, облупленных стенах сгоревшей Аннекирхи на Кирочной. Вечер, когда был сыгран спектакль о бездомных с участием бездомных. «НеПРИКАСАЕМЫЕ» — спектакль, который поставил Михаил Патласов, обладатель «Золотой маски», создатель спектакля «Антитела» об убитом неонацистами студенте Тимуре Качараве.

Проект «НеПРИКАСАЕМЫХ» вызревал полгода. Драматурги, актеры, художники, режиссер навещали ночлежки, места обитания бездомных в Петербурге, беседовали с людьми опустившимися, пьющими, иными, непохожими на привычное для творческой интеллигенции окружение. Но так выглядело все лишь поначалу. Среди бездомных и неприкаянных находились разные люди, и вовсе не опустившиеся, а просто выкинутые на обочину жизни в силу жестоких обстоятельств (чему способствовали черные риэлторы, разного сорта мошенники, мерзкие соседи, к этому надо добавить собственную мягкосердечность и неумение встраиваться в систему).

Можно было заострить тему на социальной незащищенности бездомных, на том, что они каждый год тысячами умирают от болезней и холода, сотнями теряют конечности от обморожения, превращаясь в инвалидов, спиваются от безнадеги. Михаил Патласов ушел от обобщений и публицистичности, он построил спектакль на личных историях бездомных — в каких-то случаях они сами рассказывали о своей жизни, в других сценах им помогали артисты, герои вступали в диалог, и порой трудно было понять, кто есть кто. Да люди мы все! Зрители тоже подключались во время действия и подсказывали выходы из сложных ситуаций. Театр во всем его прямом воздействии рождался у всех на глазах.

Историю лингвиста и переводчика Андрея Зеленина, которого вытеснили из его маленькой комнатки наглые соседи, рассказал актер и режиссер Борис Павлович. Андрей, человек благородной внешности, сидел рядом. Верил ли он, что театр может помочь ему выбраться из касты неприкасаемых? Наверное, да, раз пошел на этот эксперимент. У него украли в первую же ночь, проведенную на улице, сумку с документами и компьютерный жесткий диск с его работами по лингвистике. Он быстро пополнил ряды бомжей. Сегодня он ночует в подъезде Малого драматического театра, а днем проводит время в библиотеке за переводами, но главное, по-прежнему чувствует, что свобода ему дороже его прозябания в своей комнатке с жуткими агрессивными соседями…

 

Как пронзительно звучала из уст актрисы Ольги Белинской исповедь мальчика из детдома Яши Яблочника, которого когда-то изнасиловал воспитатель-извращенец, а потом другая воспитательница из добрых побуждений нашла для него работу, которая оказалась порностудией. Там Яше исправно платили, и он был благодарен и воспитательнице, и судьбе — ведь так хотелось нормальной еды, яичницы, творога, а в детском доме этого никогда не давали.

Яша, которому 20 лет, сейчас работает в модельном бизнесе, а живет в ночлежке. После выхода из детского дома органы созащиты выделили ему жилье, но черные риэлторы тут же начали действовать — и теперь комнаты нет, но борьба за свои права продолжается. Открыл Яша себя миру потому, что не хочет, чтобы в детских домах происходило то, что пережил он сам, ведь это «настоящая жесть».

А еще Яша думает о том, что, когда он получит пособие в 16 тысяч, он не пойдет снимать комнату, а закажет баннер и повесит его напротив окон дома, где живет его родная мать, отдавшая его в детдом, и на баннере будут изображены кошка и приникшие к ней котята… Яша мечтает открыть приют для бездомных животных, может быть, чтобы лишний раз доказать людям, что не надо никого оставлять без любви и заботы.

Они вышли к залу — десятки обездоленных бомжей, с самыми разными трагическими судьбами, о которых мы успели что-то узнать в этот вечер, а многого и не узнали пока. Бездомные читали письма из форума «Как прогнать бомжа» — комментарии горожан, которые не видят в бомжах людей, готовы выслать за 101-й километр, сжечь напалмом, уничтожить как класс. Зрители встали и смотрели бездомным в глаза, и звучал Гимн великому городу композитора Глиэра, которым сопровождается отправление «Сапсана» на Московском вокзале.

 

Мы смотрели друг на друга. Между нами была пропасть. И между нами был мостик — этот спектакль. Через искусство мы стали лучше понимать их, а они подняли глаза на нас, еще приниженно, еще робея, неуверенно: неужели их не гонят, не смеются, неужели воспринимают всерьез? Кто-то из зрителей плакал, кто-то сказал бездомным: «Простите нас». Нас объединял холод, который царил в кирхе, не надо было никому объяснять, каково это жить без тепла, без обогрева.

Мне хочется сказать людям, которые не верят в силу искусства, не верят в то, что искусство может менять мир к лучшему — именно так: искусство имеет силу, имеет власть над жизнью! А то, что мы увидели в этот вечер в кирхе, без сомнения является искусством.

Добавлю, что к этому театральному проекту причастны потрясающий композитор Олег Каравайчук, художник Владимир Абих, драматурги Наташа Боренко, Елизавета Разинкина, Елена Сылова, Андрей Совлачков, Тимур Тимеркаев, Ирина Уманская, Алина Шклярская, куратор проекта Татьяна Троянская и многие-многие другие неравнодушные люди.

Собранные от объявленного краудфандинга деньги позволили оформить зал для спектакля (большая часть зрителей сидели на сбитых деревянных скамейках), собранные средства от билетов пошли на помощь бездомным.

Как сообщил режиссер Михаил Патласов, спектакль, скорее всего, будет сыгран еще не раз, а проект с бездомными продолжен.

Послесловие

Спектакль давно закончился, журналисты взяли у всех, у кого было возможно, интервью. А молодая актриса, исполнившая роль бездомной, все сидела в первом ряду зала. Познакомились. Мэри Ваха. Ах, да, дочка известного актера Театра им. Ленсовета Артура Вахи! Он рассказывал о ней в нашем недавнем интервью.

 

Мэри никак не может прийти в себя. Волнение на лице, растерянная улыбка.

— Я думаю о том, как теперь жить дальше. Я же теперь вроде как ответственна за этих людей. Я не могу теперь их вот так бросить. Они же будут ждать и верить.

Прекрасная чистая девушка Мэри. Вы больше всех убедили меня в том, что все не зря. Все эти усилия не зря. И нет тут спекуляции на теме бездомных, а есть человеческое желание обратить внимание на больную проблему общества посредством театра. И еще есть ответственность творцов за ту жизнь, которая вокруг нас. Не надо нас делить на бездомных и домашних, по сути все мы просто люди в разных жизненных обстоятельствах.


 

Елена Добрякова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *